По сути, это вариант протестантской свободы: все предопределено свыше, но мы должны поступать так, будто абсолютно свободны в своих решениях.
Если верить Лао-Цзы – поступать надо вообще лишь по необходимости. В рамках той же парадигмы можно сказать, что «свобода» – это следование дао, непротиворечие исконному Пути. Тогда у тебя открыты двери.
По сути, отличие свободы от несвободы – в осознанности. Поступая осознанно, ты поступаешь свободно, пусть все поступки «необходимы» (и даже неизбежны) в силу детерминированности. То есть «свобода» – это тоже необходимость, необходимость поступать здесь и в этих обстоятельствах «свободно». Но поступок будет «свободным» лишь в силу того, что это твой «выбор» (пусть он обусловлен тысячью причин), а не навязан тебе кем-то другим.
Свободный поступает «наилучшим образом», как правило: самым трудным, несвободный – наоборот. Мера свободы – это способность поступать вопреки «инстинкту», удобству, давлению со стороны.
Поступающий в силу рока – свободен. Поступающий в силу страха перед другими людьми – нет.