Имплицитно религия сохраняла свой древний смысл: обеспечивала функционирование мира, «космоса», зависящего от приносимых на ее алтарях жертв. Индивидуально она давала ответы на вызовы и обещала надежду.
Чужая религия в те «классические» времена была, как правило, враждебной, в лучшем случае – нелепой и непонятной, какой, например, для римлян была иудейская религия – а потом долгое время христианская… Хотя именно многоплеменный Рим породил первый религиозный синкретизм… (Что, во многом, и привело его к краху.)
Сегодня человек выбирает религию, как товар в супермаркете, как автомобиль – по принципу личной полезности, удобства, симпатичности, наконец. Если культура еще как-то привязывает его к своему народу, то никак не религия, в свое время на эту культуру сильно повлиявшая. Хотя и до сих пор тех, кто не выбирает, условно, «домашнюю» религию, – меньшинство. Зато их большинство среди «продвинутых» и «прогрессивных» людей – у которых так популярны восточные культы, полные экзотики и «свободы»… Для Востока это такой же товар, продаваемый на Запад, коль западный духовный потребитель так подсел на всю эту пеструю и ласкающую его «эго» эзотерическую шнягу и «великие просветления»…
Религия стала частным делом, хобби. Впрочем, в него тоже можно уйти с головой. Теперь религия не отличается от оздоровительной психологической практики для решения личных проблем, из-за некритического усвоения или преподавания способной принести больше вреда, чем пользы. Потому что вместо того, чтобы искать корень проблемы рациональным методом и там, где он действительно сидит – в поступках, комплексах, подсознании, – его ищут в вещах воображаемых, нематериальных, «нефальсифицируемых», скачут – с выпученными от неофитского восторга глазами – по ретритам и ашрамам, борются с «демонами», «очищают» ум вместо того, чтобы его наполнять – и так развлекаются вплоть до… каннибализма. Религиозных туристов не останавливает ни историческая исчерпанность и культурная несовместимость этих методов, ни анахронизм их действий. Они легко совмещают самолеты, интернет, смартфоны – и ритуальные костры Шиве…
И на путях этой модной имитации «духовности», насильственного оживления архаики и все более смелых экспериментов – они рискуют не излечиться-просветлиться, а лишь породить новый круг проблем.