Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Category:

Имитация духовности

Раньше религия была тем, с чем человек родился, что было присуще его народу, что организовывало народ в некую общность и помогало противостоять другим народам. «Различия рождения, крови, религии никогда не подлежали обмену: они не были различиями, продиктованными модой, и касались существенного», – пишет Бодрийяр.
Имплицитно религия сохраняла свой древний смысл: обеспечивала функционирование мира, «космоса», зависящего от приносимых на ее алтарях жертв. Индивидуально она давала ответы на вызовы и обещала надежду.
Чужая религия в те «классические» времена была, как правило, враждебной, в лучшем случае – нелепой и непонятной, какой, например, для римлян была иудейская религия – а потом долгое время христианская… Хотя именно многоплеменный Рим породил первый религиозный синкретизм… (Что, во многом, и привело его к краху.)
Сегодня человек выбирает религию, как товар в супермаркете, как автомобиль – по принципу личной полезности, удобства, симпатичности, наконец. Если культура еще как-то привязывает его к своему народу, то никак не религия, в свое время на эту культуру сильно повлиявшая. Хотя и до сих пор тех, кто не выбирает, условно, «домашнюю» религию, – меньшинство. Зато их большинство среди «продвинутых» и «прогрессивных» людей – у которых так популярны восточные культы, полные экзотики и «свободы»… Для Востока это такой же товар, продаваемый на Запад, коль западный духовный потребитель так подсел на всю эту пеструю и ласкающую его «эго» эзотерическую шнягу и «великие просветления»…
Религия стала частным делом, хобби. Впрочем, в него тоже можно уйти с головой. Теперь религия не отличается от оздоровительной психологической практики для решения личных проблем, из-за некритического усвоения или преподавания способной принести больше вреда, чем пользы. Потому что вместо того, чтобы искать корень проблемы рациональным методом и там, где он действительно сидит – в поступках, комплексах, подсознании, – его ищут в вещах воображаемых, нематериальных, «нефальсифицируемых», скачут – с выпученными от неофитского восторга глазами – по ретритам и ашрамам, борются с «демонами», «очищают» ум вместо того, чтобы его наполнять – и так развлекаются вплоть до… каннибализма. Религиозных туристов не останавливает ни историческая исчерпанность и культурная несовместимость этих методов, ни анахронизм их действий. Они легко совмещают самолеты, интернет, смартфоны – и ритуальные костры Шиве…
И на путях этой модной имитации «духовности», насильственного оживления архаики и все более смелых экспериментов – они рискуют не излечиться-просветлиться, а лишь породить новый круг проблем.
Tags: религии, филиппики, эзотерика
Subscribe

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments