Человек не может смириться ни с бессмыслицей собственной жизни и смерти, ни с ролью актера в чужой пьесе. Если Бог есть – человек раб, как говорил Бакунин. Но у раба есть шанс в конце представления – если он хорошо сыграл – на аплодисменты какой-то высшей инстанции и статейку в потусторонней газете. Если же Бога нет, нет замысла, пьесы, смысла – то жизнь случайна: человека, таракана – и так же их смерть. За таракана даже обиднее: он совсем не видал ништяков, вроде портвейна «Алушта» на коктебельском берегу и т.п.
Смысла можно потребовать у Бога, как Иов или Бранд. Но его нельзя потребовать у Вселенной, создавшей нас, как и всё – случайно и не испытывающей ни ответственности, ни сострадания к нашим проблемам. Хоть один пропадет, хоть весь колхоз – ей все равно. Гипотеза Бога – это попытка увидеть смысл в бессмыслице, дать существованию хоть какой-то фундамент. Попытка неизбежная, безнадежная, но очень человеческая.