Category:

Центр невроза

С точки зрения когнитивно-поведенческой психологии причины невроза – в несоответствии биологических инстинктов человека и современной жизни. С точки зрения гештальт-терапии – в неполном созревании личности. Причем сам Фриц Перлз пишет, что русские (!) говорят, что в центре невроза есть ядро, которое нельзя вылечить. Американская психотерапия этого ядра не признает – и лишь зря мучает кушетку.
Ядро, полагаю, правда есть, и оно – наша осведомленность. Прежде всего – о нашей смерти. В отдаленное время, в «традиционном обществе» этот невроз (или тогда еще тревога) снимался обещанием посмертного существования. И зачем тревожиться, если Отец Небесный за всем следит и все контролирует? Стоило человеку перестать верить в религию, как начался невроз.
Но знание о своей смертности не одно, что мучит современного человека. Его осведомленность простирается на то, что не относится к личному опыту, но что он узнал из разных источников: что люди творили на протяжении тысячелетий – и творят по сей день. Это вызывает тревогу за жизнь. Плюс завышенные потребности, завышенные надежды, неудовлетворенные амбиции. У человека в душе не осталось ни одного живого (не раненого) места.
Но хуже всего, что современный человек – один. И он хочет жить лишь для себя. Но и борется он один. А вызовов стало не меньше, а больше. И он гораздо лучше о них информирован, что не уменьшает, а лишь увеличивает тревожность.
Более того, появилось изрядное количество социофобов, которые ничего социального вообще на дух не переносят. Даже парные отношения оказываются для них непомерным бременем. Они не могут жить в обществе, но и одиночества не выдерживают.
Древний человек, человек «традиционного общества» никогда не был один. Он был частью племени, большой семьи, которая его защищала и поддерживала. И он бился вместе с нею в случае опасности. Он не был зациклен на себе, он воспринимал себя как часть целого – и, вероятно, меньше дрожал за свою ничтожную жизнь. Уже в сравнительно цивилизованное время Сократ предпочел смерть изгнанию (может, просто лень было тусоваться).
Еще не было индивидуальной психологии, интереса к страданиям личности... Хотя Катулл, пожалуй, мог бы возглавить традицию. Ну, а дальше долго опять ничего.
Первым очевидным невротиком Нового Времени был, вероятно, Гамлет. Ну, а потом понеслось, через одного.