Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Про "детей", "бунт" и свободу

Молодежный "бунт" в форме "движения хиппи", как известно – был (есть) протест великовозрастных детей против власти родителей. По фрейдизму такой бунт во время оно закончился убийством отца (хозяина всех благ и женщин) и породил в мире вину и первородный грех. А с ним и нечистую советь. И Бога!
Положение детей по природе своей ущербно, бесправно (по их мнению), тяжко от давления на них и навязываемых обязанностей (преувеличенных детьми, само собой). (Это я говорю уже как отец/отчим двух детей, у одного из которых есть уже свои дети.) И так как ты в этом возрасте (очень-очень юном) ничего не можешь, не знаешь, как жить одному, тем более, как "бороться" за или против чего-нибудь, а фрустрация велика, – ты объединяешься с такими же детьми, в обществе которых вроде и не так стремно, и можно помечтать, постебаться над предками и над всей машиной твоего как бы "подавления".
Все остальное является актуализацией и материализацией (экстериоризацией) этого твоего "мечтания". Ошибки же и помехи процесса легко компенсируются допингами, в виде драгов и бухла, с соответствующими последствиями.
Вот поэтому редко кто остается истинным хиппи после 30-ти, как и предчувствовали классики. Лозунг про недоверие представителям этой возрастной категории придумал Джек Вайнберг из университета Беркли в священные 60-е. Если б он знал, насколько был прав! Я тоже (взаимно) не доверяю многим "идеям" и настроениям детей, что не помешало мне через определенное время, на новом витке самоидентификации, вновь стать на их сторону.
После условных 30-ти ты, как правило, уже не "бесправен", ты вполне способен делать что-то оригинальное и достойное, наполняющее смыслом твою жизнь. (Делать детей тоже сюда входит, хотя многие начинают делать их гораздо раньше, как самое простое и приятное (до определенного момента) из дел.) Оставаться хиппи после 30-ти могут лишь самые безнадежные, неисправимые торчки, в силу лошадиного здоровья еще не отправившиеся в лучший мир, профакавшие мозги, потерявшие волю, похерившие образование. Ну, или настоящие юродивые, которые ни при каких обстоятельствах не желают лично перевернуть мир или вписаться в реальность.
Для делания своего дела тебе не нужны соратники (а "общее" дело – это всегда утопия, о котором опять же приятно помечтать, но совершенно не хочется, не получается осуществить). Как правило, это дело уже нельзя делать на улице, в переполненной коммуне, на голове друг у друга. Поэтому ты создаешь свое место, за которое ты с этих пор несешь ответственность. Собственно, вся твоя жизнь теперь, как и у каждого взрослого человека, это смесь ответственности и ограниченной внешней свободы (хотя мы и сами не понимаем, как мы чудовищно всегда свободны!). Находившиеся в состоянии экстремальной свободы pranksters – называли это "контроль". Ты уже не можешь сказать "наплевать!", как не может сказать это далеко отплывший от берега пловец. Ты уже не можешь выйти из этого кино, отчасти по моральным соображениям, отчасти потому, что это и твое кино тоже. Но ты можешь играть в нем свою роль. Ту роль, которую за тебя никто не сыграет, для которой ты и был предназначен (непостижимым промыслом). При таком раскладе тебе уже скучно быть на 100% аутсайдером и пофигистом. Даже чувство собственного достоинства не позволит тебе этого (многим позволяет, я знаю).
Мир взрослого отличается от мира ребенка тем, что взрослый уже не может сказать: это не мой мир, я не несу за него никакой ответственности. Полагаю, именно из-за более быстрого взросления никогда раньше и не было массового движения, аналогичного хиппи. (Я оставляю за скобками такие важные сопутствующие обстоятельства, как рок-н-ролл и психоделики.) Просто никогда раньше взрослые не отделяли так долго детей от реальности и печальной правды жизни (сколько бы ни внушали современные родители своим детям это теоретически). Те и другие были в ней заодно, от их общих усилий зависело их существование. По этой причине ни у детей, ни у женщин не предполагалось никаких общегражданских прав.
Само собой, я не беру в расчет отпрысков знатных родов и верхушки буржуазный семей. Да, в общем, и в классическое время в Америке хиппующий негр был эксклюзивом, и хиппи выходили и выходят почти сплошь из благополучных семей, подвергаясь двойному прессингу: со стороны родителей и уличной шпаны, что быстро пробуждает в них веру в идеалы…
Наличие в обществе хиппи на самом деле говорит:
а) о его, общества, относительной гуманности;
б) о его материальном благополучии.
Из этого можно сделать неожиданный вывод, что поздний совок (60-80-ее) был не столь ужасен, как я сам склонен думать (до сих пор). С другой стороны, я ни за что на свете не хотел бы в него вернуться.
Очевидно: масса людей не удовлетворена своей жизнью, – и все они стихийно ищут причину неудовлетворения во вне: в капиталистах, в социалистах, в государстве как таковом, в ком-то, кто мешает им быть счастливым. А, не будь их, все стало бы в их жизни ништяк!
Государство не большее зло, чем болезнь, не менее естественно, чем зима. Это наименьшее зло нашего мира. Удельное время Руси, то есть еще даже XV-XVI вв., когда государство было далеко от вертикали и централизации, историк Павлов-Сильванский назвал временем насилий и наездов. Кто-то скажет, что и потом ничего не изменилось, но, однако, вспомните о пунктах а) и б)! Вспомните о пластинках "Юрахипа"(к примеру), которые умудрялись попадать в отдаленнейшие Мухосрански беспросветнейшего совка и становиться для тысяч людей точкой бифуркации! Не вдесятеро ли круче теперь!
Увы, двадцатилетние все еще соединены с миром "взрослых" прочной пуповиной, даже когда они бунтуют против него. Они не отпускают этот мир от себя, потому что боятся настоящей свободы. Они играют с ним в кошки-мышки, при этом их вполне устраивает роль удирающей и ловимой в конце концов мышки. А когда наиграются, то как и все начнут растить вместо волос задницы. И я не знаю, что лучше: эти правильные и одумавшиеся, или сторчавшиеся и юродствующие. Истинный путь узок и труден, и мало кому суждено найти его.
Tags: контркультура, маргиналы, свобода, теоретическое, хип
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments