Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Духовные прельщения - 2

Тут в Крыму я узнал много новых вещей. Во-первых, узнал про неких анастасийцев (и их Учителя Мегре). Во-вторых, узнал про "сказкотерапевта" Митю Соколова. Явления эти, в общем, одного порядка, и узнал я про них потому, что они имеют определенную привязку к Крыму. Вы можете обвинить меня в невежестве, что я со своим столичным снобизмом столько времени проходил мимо таких ярких явлений современной шизы – но что ж делать, лучше поздно, чем никогда… От них, этих явлений, и правда веет чем-то непроходимо провинциальным.
Несколько постов назад я уже писал про "Духовные прельщения", про то, как люди за три копейки и побыстрее хотят получить духовное просветление и обрести смысл жизни. Этот пост будет как бы продолжением темы.
Про анастасийцев ничего теперь говорить не буду, а буду говорить про Митю Соколова, потому что про него, точнее, про его книгу "Исцеляющее безумие" заговорила в своем ЖЖ одна моя подруга Лена Раста. lenarasta.livejournal.com/
Именно потому, что я уже неоднократно слышал о данном персонаже от гостящих у меня молодых хиппарей, я решил в его книжки заглянуть (а они вывешены у него на сайте). И в частности в эту самую, "Исцеляющее безумие".
Книжка написана весьма искренне, местами наивно, местами даже ярко, но ужасно сумбурно. Это ни в коем случае не изложение какого-то "учения", а просто такая сказка об авторе, как он был психоделическим "терапевтом" (по образцу хорошо нам известных Лири, Лилли, Грофа, Кизи, наконец, должны же были и здесь подобные появиться).
Лене Расте книга или, скорее, описанные в ней методы "терапии" не понравились. Действительно, "сказкотерапевт" Соколов "лечит" своих клиентов не столько сказками (что поможет им), сколько псилоцибиновыми грибами, сексуальными оргиями и "унижениями". Он сам настаивает на необходимости этих "унижений" для своих "пациентов". И понятно, откуда ноги растут. Его "терапии" напоминают или подражают древним инициациям, где посвящаемого действительно мучили изощренным образом, нередко калечили, иногда серьезно, после чего он становился "другим человеком" и даже приобретал магические свойства. Разница в том, что тот первобытный человек не воспринимал данное действо как "унижение". Скорее, наоборот.
Кстати, про связь инициации и сказки писал весьма уважаемый Соколовым (и мной) В.Я. Пропп. Конечно, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…"
Соколов к этим "инициациям" добавляет "оргию" (тоже древнюю и почтенную практику) и вполне современные средства воздействия на психику: сенсорную депривацию (когда все часами молчат в темной комнате), психоактивные вещества (также нередко употреблявшиеся в древних обрядах), приемы гештальттерапии и НЛП, модели психологических игр Эрика Берна, психоанализ и пр. Да он и не скрывает корней. Ничего нового в том, что он делает, нет, нов, скорее, весь этот винегрет с оргиями и грибами. Да и то нов лишь на просторах нашей матушки-России, в продвинутых же странах все эти штуки давно практикуются. Смущает лишь то, что если в прежнее время в Калифорнии людей врубали в правильные вещи бескорыстно, то Соколов за свои сексуально-психоделические "тренинги" берет деньги.
На мой взгляд, одних психоактивных веществ было бы вполне достаточно, чтобы "унизить" своя Я – и просветить его. Особенно если есть хороший толкователь того, что с человеком происходило в трипе и, вообще, для чего он нужен. А трип, по моему убеждению, психике нужен. Но вот нужна ли "дзеновская палка", хождение по стеклам и прочие приемы "унижения"?..
Я вспоминаю, что некоторые учителя дзен в Японии во время оно практиковали изредка этот способ: вместо разъяснения ученику заданного ему коана – трескали его по балде палкой, отчего на того нисходило "просветление". Вероятно, некоторые учителя дзен, как, впрочем, и почти все православные попы, считали, что личность неофита сперва надо сломать, унизить, подвергнуть испытаниям, чтобы человек обрел смирение и лучше слушался "учителя". А потом начал гладко развиваться в указанном учителем направлении. Без личности оно ведь проще… Твою личность и твою волю заменяет ("на время") этот самый учитель. Ты же снимаешь все свои "барьеры" и легко летишь вперед…
Некоторым современным "терапевтам" и гуру способ духовного травмирования и подавления ученика показался вообще универсальным: мол, человека бьют "дзеновской палкой", и он избавляется от своего Я. Что за чушь! Лучший способ породить в человеке "Я" – бить его. Тогда-то и возникают все комплексы и защиты. А с ними и "Я". Человек не переносит унижения, он пытается чем-то ответить на него. Он или разобьет эту палку об голову "учителю" или загонит свою ярость внутрь, ища удовлетворительный "ответ", отложенный, но обязательный. Человек, способный легко вынести физическое оскорбление – просто подлец! Он и сам себя не уважает, он даже хочет "пострадать" и – так реабилитироваться (за все свои реальные или воображаемые "подлости"). И в этот момент подлец сливается с мазохистом.
Либо же он такой немыслимый святой, что ему просто нечему учиться ни у какого гуру.
Меня вообще удивляет это повальное увлечение психо- и прочими "тренингами". Вместо того, чтобы дать своей психике и своему "Я" нормально созреть, люди несутся к психиатру или доморощенному гуру, чтобы за свои же деньги методом шокотерапии искорежить это Я до, якобы, нормального вида. А что такое "нормальное" Я? У кого оно есть? У психоаналитика, "гуру" или мастера НЛП? Фиг! Это едва ли не еще более больные люди, чем их пациенты. Да ладно, враче, – излечи себя сам!
Все эти проблемы поиска и обретения своего Я – совершенно ясны и нормальны. Начинающие жить люди боятся этой самой жизни и не доверяют себе. У них проблемы с родителями, с людьми на улице, они везде ощущают себя незащищенными и "жертвой". И "психотерапевты" и гуру всех мастей старательно внушают им, что это все от "комплексов", от зацикленности на своем "Я", от неверной ролевой модели, подавленного либидо и пр.
Блин, но это же нормально, это нормальная защитная реакция еще подвижной неустойчивой психики. Наша психика – очень грамотный механизм. Если она сталкивается с проблемой, которую в данный момент не может разрешить, она прикрывает ее как бы стеночкой, чтобы не мозолила глаз, за которой проблема ждет своего часа. Это и называется "комплекс". С ним вовсе не надо бороться, он сам снимется через опыт. Человек естественным образом вырастает из роли "жертвы", когда эти комплексы и заводятся. Он уже знает, что ответить на вызов и как себя вести в той или иной ситуации, чтобы у окружающих не было соблазна "попользоваться" тобой. И так как он уже не жертва, то и все "комплексы", все проблемы "жертвы" перестают его волновать и исчезают, как снег весной.
Станет личность сильнее – и она легко справится с якобы неразрешимыми и грозными прежде проблемами. Надо ждать и не форсировать. Умение ждать – вот, что считал гессевский Сиддхартха своим главным талантом. Немного смелости, немного гордости – ну, и книжечки почитать не лишне. Главное – не бояться жизни, не считать ее как-то специально враждебной именно к тебе.
Но я тут сам впадаю в роль психологического проповедника, поэтому умолкаю.
Предпоследнее. Наш гуру-Соколов в конце книги делает себе оговорочку: он, мол, не психотерапевт даже, а трикстер. А с трикстера что возьмешь? Но это достаточно ясное предупреждение тем, кто ему доверяет. Трикстер вас обязательно обманет, такова его природа. Это даже его мифологический долг. А обманет хотя бы в том, что использует в своих интересах (избавиться от собственных комплексов, например).
Теперь последнее, что меня крайне смутило в книге Соколова. Это место, где он пишет про невероятную свободу, достигаемую участниками на его тренингах. Например, кто-то первый раз в своей жизни совершил "сознательное убийство". Во, как раскрепостился! Чего там оргии в самом деле! Притом сперва не сообщается, кого они там "убили", может, мышь? А, может, была принесена человеческая жертва, так сказать – в традициях древних ритуалов, которым Соколов столь старательно подражает?
Потом нам разъясняется, что убили они всего лишь кролика, убили зверски, палкой, – чтобы какая-то взбалмошная тетка избавилась в самой себе от образа "хорошей девочки". Потом очередь дошла до собаки, козы… Ведущий "тренинга", то есть сам Соколов, видимо, хотел показать, как сам он крут, что ради истины – и крови не испугается (и этим напомнил мне одного известного литературного героя: того все мучило, сумеет ли он переступить через кровь? Вспомнился и роман Голдинга "Повелитель мух".). Хорошо, что автор книжки, вроде, вовремя остановился в кровавых жертвоприношениях. А то мало ли, до чего бы дошло!
Кстати, раньше я никак не понимал, что толкает последователей некоторых "гуру", вроде Чарльза Мэнсона, Асахары, или Раджнеша (Ошо, весьма уважаемого Соколомым) – на насилия и разбои? Теперь ясно: они же "освобождаются" от своих "комплексов" – "хорошей девочки" или "хорошего мальчика", учатся быть "плохими", то есть не скрывать свою естественную природу. Уход от нее и порождает, мол, все проблемы.
Но лично я лучше останусь с проблемами, то есть с некоторыми моральными табу, чем с подобной "здоровой" психикой.

Tags: мифологии, психология, тренинги, филиппики, эксперименты
Subscribe

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Рычаг

    …Не спрашивайте, как я попал сюда. Здесь есть комната с рычагом в стене. Я сперва думал: может, свет включается или дверь какая-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Рычаг

    …Не спрашивайте, как я попал сюда. Здесь есть комната с рычагом в стене. Я сперва думал: может, свет включается или дверь какая-нибудь…