На самом деле, не так давно. И даже после Куликова поля и вплоть до XVII века не было в истории России ни одного года, когда со стороны Крыма или Казани не нападали бы "на нас" татары, да еще и по нескольку раз, да еще иногда и вместе… А с запада, значит, поляки с Литвой наседали. Веселая жизнь. Четыре века беспрерывной оборонительной войны. Каждый год несколько десятков, а иногда и сотен тысяч плененных (1521 год), огромные выкупы за них, многотысячные войска бояр и детей боярских вдоль Оки (а граница Московского княжества проходила тогда там), строительство крепостей и засечных зон, медленное движение к югу, чтобы предупреждать набеги татар как можно раньше, союз и присоединение Северских земель (Новгород-Северский, Путивль, места моей первой архитектурной практики), где жили очень героические мужи, в течении веков без всякой почти поддержки одни противостоявшие татарам.
А с запада все время наступавшая Литва и Польша, то и дело объединявшаяся с крымскими татарами, стимулирующая и понуждавшая их через договоры об очередном набеге.
Не побоюсь обвинений в квасном п., но расширение Руси на восток, юг и запад было неизбежным, просто как самооборона. Слишком хреновые нам достались соседи.
Так в русском характере соединились черты раба, обязанного своей безопасностью государству, воина, философа, безразличного к материальным ценностям, и авантюриста, ищущего новые земли, свободные как и от набегов, так и от налогов.
Кстати, о понятии "Украина", где я теперь как бы существую. "Украина" тогда начиналась за Окой. Князь Московский во всех дипломатических документах именовался "великий князь украины" (с маленькой буквы). Существовала Казанская украина, Мещерская украина, Крымская украина и т.д. И все эти "украины" были связаны с войной и обороной.
В общем, все не так просто в русской истории, чтобы ее презирать.