А они были книгочеи и любителя культуры, едва ли не покруче нашего, были ее первыми археологами. Именно они восстановили "связь времен". Это они первыми вперились взглядом в Запад, ища там нового слова.
И, конечно, это именно они породили много ложных вещей, перешедших к нам по наследству, например, любовь к домашней религии, некритическое восприятие прошлого, Запада и т.д.
Это их беда – как мало талантливого они породили. Они скорее изучали, собирали и подражали, а сами творили по-ученически, почти беспомощно, без внутренней свободы и дерзости, сколько бы ни было внешней. В них не было устоявшейся культуры (пусть они были ближе к первоистокам). Они были как прижившиеся и ассимилированные варвары на древней завоеванной земле. Полные любви и вины к той великой культуре, на руинах которой очутились, чей конец породили их досточтимые предки.
В конце концов, наше поколение, следовавшее за ними, кто вышел на арену в 70-е, тоже породило не много великого. Мы были слишком похожи на них. Для нас тоже самым главным оказалась, борьба, сопротивление, собирание… И я бы хотел, чтобы осуществилась великая мысль, высказанная одним из авторов "Сумерек "Сайгона"": дописать "Братьев Карамазовых".
Пусть совершенно по-другому, исходя из других героев и другой исторической ситуации. Если бы это произошло, русская литература была бы спасена.