Если какая-то вещь, идея, позиция, модель поведения существует давно (всегда) – надо понять почему и зачем? Пусть она и не нравится нам. Скажем, нам не нравится ложь. Но никто не лжет ради самой лжи. Лгут потому, что сказать правду оказывается опасно или больно. Иногда даже не тебе, а тому, кто ее (правду) узнает. Честнейшая героиня "Отверженных" Гюго лжет полицейским, чтобы спасти невинного Жана Вольжана.
Все мы любим доброту и мягкость. Но иногда нам требуется сила и жесткость. Это – материальный мир. Ты ходишь по нему, потому что во что-то упираешься. Насколько сильно упрешься – настолько далеко шагнешь. Попытка быть ко всем добрым и всех любить кончилась для кн. Мышкина – двумя разбитыми женскими судьбами, трупом и безумием. Это не осуждение позиции Мышкина: она вне критики, она великолепна. Он-то пытался говорить "да" всему. Но, увы, и этого нельзя делать. Нельзя благодушествовать ради собственной душевной гармонии. Ты бессознательно потакаешь и вводишь в заблуждение. Если ты любишь одну, ты должен сказать "нет" другой, как бы она ни была тебе дорога.
Вспомним воспитание детей: это постоянная политика кнута и пряника. Любое обучение чему-то – это насилие над собой. Чтобы написать музыку на магнитофон – его сперва надо изобрести. Но если ты говоришь, что материальная природа – зло, то тебе просто не на что будет записывать музыку.
Конечно, ты можешь говорить о душе с чистой совестью, и никто не схватит тебя за руку, потому что никто ее не видел, в том числе и ты. Многие вещи можно воображать – и жить, исходя из этих воображаемых ориентиров. И от этого реальность исказится еще больше. Хотя при усилии в ней можно найти все, что угодно, если ты умеешь искать и достаточно упорен. И это уже будут реальные, а не воображаемые приобретения. И это будет конец невроза.
Продвигаясь в этом вопросе дальше, можно сказать, что и Бог – это гераклитовское соединение света и тьмы, "рая" и "ада", "да" и "нет", это соединение и снятие всех оппозиций, это первоначальное и вневременное единство. И только законы нашего сознания, наши условия бытия мешают нам разглядеть его в настоящем виде. И что Сатаны нет – потому что это просто неправильная интерпретация оппозиционной пары. А эта пара, двоица нужна – чтобы творить мир. Это как мужские и женские гены в яйцеклетке.
Это как краска в палитре.