Каждый народ должен пройти искушение буржуазностью. Пока это желание не будет удовлетворено – люди все равно будут ставить на деньги и богатство как на самый простой рецепт счастья. Настоящие социалисты и всякие коммунисты-анархисты выходят из зажиточных классов, не из бедноты. Для бедноты устроили тут однажды социализм – и при первой возможности она с радостным визгом отреклась от всех знамен, всех идеалов равенства и братства и, задрав штаны, побежала за капитализмом. (Только не говорите, что она побежала за свободой слова и правами человека!) Как ни парадоксально, но бедняки – опора как раз буржуазного строя, хотя и могут выступить под видом его лицемерных могильщиков – в надежде на перераспределение благ и собственности. А настоящие революционеры – все были буржуа, давно понявшие тщету и пошлость имущественной конкуренции.
Хотя исключения, конечно, бывают, и на память первым приходит такая одиозная фигура, как Нестор Махно (Михненко). Налеты на имения с убийством всех чад и домочадцев, огромные контрибуции, налагаемые на “буржуазию” захваченных городов, лишь часть из которой раздавалась бедноте, а остальное шло на нужды “революционной армии”, тюрьмы и суд упразднялись, вместо них был введен самосуд толпы со всего двумя видами наказания: публичная порка или расстрел. “Добровольная мобилизация”, расстрелы пленных из пулеметов, порубание их шашками, личное удушение (Лёва Задов) и пр. Единственным оправданием Махно служит то, что примерно так же поступали и революционеры из образованных классов. Разве что лично не пускали в ход наган. (Ссылаюсь на биографию героя в исполнении С.Н. Семанова, человека, написавшего и опубликовавшего (что важнее) первую в совке статью о “вожаке анархистов” еще в 60-е, знавшего и интервьюировавшего его жену и дочь.)
Впрочем, дело гораздо сложнее, чем моральные или имущественные несовершенства граждан, мешающие прийти к немедленному спасительному анархическому карнавалу на территории нашего счастливого отечества, богатого разными событиями. Знавали мы и реальный карнавал – с настоящими убийствами и настоящей кровью. И поклонники такого тотального карнавала не учитывают всех его составляющих. Это я на тему бесконечных утомительных споров на московско-крымских кухнях. Когда все мечтают о каком-то идеальном обществе, которому лишь корыстные враги не дают осуществиться, – при этом сами говорящие отнюдь не являются совершенными, почему жизнь с ними в одной, скажем, анархисткой (хиппийской) коммуне представляла бы, например, для меня большие проблемы. Поэтому хватит говорить о каких-то общественных идеалах, – все это сказки для школьников, желающих прогулять как можно больше уроков. Попробуйте достичь мудрости и спокойствия в (достаточно широких) рамках наличествующих красот, совершенств и богатств вариантов данного мира – тогда посмотрим.