Традиционно общество – лживо. И это его главный грех. Лжива его религия, его мораль, его законы и исполнение их. Могут меняться правительства и социальные системы – но то, что они могут породить – все равно будет лживо и основано на лжи и лицемерии.
Говоря “традиционное общество” – я не смешиваю его с “традиционалистским обществом” прошлого. Последнее – труднее обвинить во лжи. Оно магично, основано на предании, в нем реально верят в абстракции, лежащие в основе его идеологических структур.
Современное “традиционное общество” – пронизано лицемерием. Оно унаследовало из предшествовавшего “традиционалистского общества” его идеологические структуры и догмы, его религию, его абстракции, но использует их лишь для обоснования власти одних над другими, для отсеивания чужих в битве за блага жизни, политическое или экономическое влияние, карьеру и пр. Это вроде теста: готов ты лгать и лицемерить, значит, ты подходишь, мы тебя берем. Честный человек испортит всю игру, не дай бог разоблачит иллюзию, которую фокусники государства выдают за политику, фокусники бизнеса – за дело, фокусники медиа – за нужную информацию и события, фокусники культуры – за настоящее искусство.
Никто давно ни во что не верит: все слова дискредитированы, все ценности ниспровергнуты. Кроме ценности и блага личной жизни, которое и всегда было основополагающим. Поэтому и политика здесь, как повсюду, ведется с таким цинизмом.
Торжество какой-нибудь веры совершает чудеса – революции, государственные, если не мировые перевороты. И фанатиков этой веры, несмотря на всю пролитую ими кровь, можно за что-то уважать. Потому что они так же легко проливали и свою. Они фанатствовали не ради своей пользы или своей жизни… Конечно, они тоже лгали, но хотя бы не ради бабок и карьеры.
Чем человек бездарнее, тем меньше у него шансов на успешную карьеру. Тем больше ему надо быть любезным и удобным, тем легче его заставить подмахивать и лицемерить. И вот все эшелоны власти, включая науку, на десятилетия вперед укомплектованы людьми неталантливыми – еще и дико боящимися всего более-менее живого, способного рассеять иллюзию серьезности всего того, чем начальствующий имярек с такой помпой занимается много лет.
Зачем во всяком предприятии, учреждении, офисе – хотят напялить на своих сотрудников униформу, серую, зеленую, черно-белую? По готовности носить ее начальство судит о послушности сотрудника, о готовности его делать “общее дело” на своим отдельном “участке фронта”, “быть в команде”, не выделяться, подчиняться дисциплине. Притом что и “фронт” и “войну” придумали за тебя, и ты на ней всегда рядовой.
Прическа, одежда как у всех – говорит о том, что ты боишься – потерять крохи жизненных милостей, распределяемых неизвестными тебе богами, а ты, как безропотный Иов, не вызовешь их на спор… Боишься жизни и жмешься к коллективу, якобы способному обезопасить тебя от твоих проблем. Человек – существо коллективное, трайбалистские инстинкты сидят в нем глубоко.
С другой стороны, в психике человека действует чуть ли не столь же сильный инстинкт – победить в конкурентной борьбе, то есть выделиться, быть не похожим на других и даже себя. Вся женская мода и красота – построены на лжи (это я уже like Николай Федоров). То, что мы видим – не настоящая женщина и не настоящая красота. Как правило за чудесной видимостью не больше души, чем в мраморном изваянии...
Люди рады не только лгать, но и обманываться. Они обманывают себя делами, целями, желаниями. Они уверяют себя, что для счастья им нужно то-то и то-то. С детства их муштруют для выполнения функций “взрослого человека” – и все, во что превращается их жизнь, оказывается лишь работой и семьей. Работа – ради благополучия детей, и дешевые развлечения – для восстановления рабочей формы. Большинство это вполне устраивает, потому что не оставляет времени ни о чем задуматься.
А если задумываться все же приходится, то для удобства употребления есть готовые учения, достаточно элементарные практики, радужные этикетки школ и религий.
Для меня любая религия есть пример неправильного понимания Бесконечного и очень неудачного поиска истины. Поэтому меня не особенно интересуют интерпретации тех или иных догматов или “священных” текстов, или казуистические споры по поводу “священного предания”. Тем более факты из земного существования конкретных церквей и их служителей. Я не ввязываюсь в такие споры, как и в споры, что лучше: “Челси” или “Зенит”?
“Часто люди думают, что они верят в закон Бога, а они верят только в то, во что верят все. Все же верят не в закон Бога, а называют законом Бога то, что подходит к их жизни и не мешает им вести ее”, – тот самый Лев Толстой.
Меня не перестает удивлять факт массового гипноза, которым является нынешнее увлечение домашней православной религией и коррелирующейся с нею местной (прошлой монархической) государственностью – столь сходный с совсем недавним массовым гипнозом веры в советскую власть и идеалы Октября. Тот гипноз рассеялся: где все это теперь? На складе использованных фантомов. Чем данный фантом лучше? Ничем, он просто удовлетворяет потребность людей в общности. А так же упрощает и формализует картину жизни.
Обвинить ли последователей всех этих фантомов и религий скопом с сознательной лжи? Скорее – в сознательном или бессознательном самообмане. В этом же можно обвинить и всех патриотов. И всех революционеров-оппозиционеров, убежденных в спасительности для страны и мира их наивных идеек (о новом и “истинном” перераспределении собственности, “истинном” народовластии, “истинной” заботе о трудящихся, “истинной” свободе слова и пр.).
Человек живет в системе мифов – о самом себе, родине, государстве, ценностях и “истине”. Часть мифом ему навязали во время “воспитания”, часть он навязал себе сам, чтобы преодолеть навязанные прежде. Так или иначе мифы выбираются из конъюнктурных соображений быть как все и со всеми, или как ориентиры – куда надо двигаться, когда прежний путь привел к полной жопе. Так или иначе все эти мифы чем-то приятны нам и повышают наш статус и самооценку, или дают цель и смысл жизни. И в этом качестве так же приятны и необходимы.
Можно ли жить в демифологизированном мире? Пример некоторых “проснувшихся” вроде говорит о том, что можно и нужно… Но где эти “проснувшиеся”, кто видел их, не миф ли и они тоже? Если же жить так нельзя, то лучше изобрести какой-нибудь свой оригинальный миф, вруб – и жить им или видеть жизнь через него, как сквозь призму. А куда-нибудь со всеми или против всех, с какими-нибудь другими, – это от слабости, обиды или отсутствия занятия более серьезного или веселого.